Культура княжеских времен

12-07-2018

Древняя наука характеристическая еще одним: мало производилось реальных опытов, зато необычное интерес будили теоретические рассуждения, которые назывались философией. Не раз в те времена упоминается-ются «философы», как митрополит Клим Смолятич, «книжник и философ такой, какого в Русской земле не было», или волынский князь Владимир Васильковым, что «понимал притчи и темное слово и многие расправлял с епископом от книг, ибо книжник вели-кий и философ, которого не было во всей земле и после него не будет »... Но трудно считать их создателей каких-то новых философских систем - это были люди с большим образованием, интересовались некоторыми общими вопросами, и современники отдавали преувеличены похвалы. Наконец, в Украине не было тогда даже полных переводов старинных философов: с Платона * знали только короткие отрывки и сентенции, с Аристотеля некоторые фрагменты, вошедшие в писаний Ивана Дамаскина. И тогдашние философы вынуждены довольствоваться этим небольшим средством чужой науки. «Как пчелу видим, что по всем садах и зелах летает, по каждому из них собирая полезное, так и юная-ки, учащихся философии и хотят выйти на мудрости, везде собирать-рают, что лучше ...»

Самостоятельные научные исследования появились только в тех участках, которыми Византия не интересовалась, а именно в том, что касалось знания об Украине и Восточной Европе. Не имея чужого материала, украинские книжники должны были сами исследовать эти пи-зования.

Попытку этого видим на первых страницах древнейшего летописи. Летописец широко занимается историей человечества от сотворения мира и до известий, которые почерпнул из Библии и из греческих источников, добавляет свое изложение о происхождении славян, их язык, этнографическую принадлежность, их путешествие и описывает обычаи племен, принадлежавших к Киевского государства. И в поздних летописях встречаются порой упоминания о быте разных народов и стран. Зато языкознание не нашло своих исследователей, и не было попытки составить грамматику тогдашней литературной речи, хотя в Византии грамматические опыты были достаточно развиты.

Выше стояла историография. В Украине были известны византийские хроники (например, Малалы и Гамартола), несколько из болгарских летописей и некоторые западные исторические рассказы. По образцу этих опытов развилось и украинского летописания. Главный его осе-редок был в Киеве. Первая летопись появился уже во времена Ярослава, 1039 p., Видимо на дворе киевского митрополита. Затем продолжу-вали исторические записи монахи Печерского монастыря, как Никон Ве-шой * (около 1069-1073 p.), Славный Нестор * летописец, круг 1112 упорядочил «Повесть временных лет», и еще другие монахи, неизвестные нам на имя. Летописное труд вели монахи Выдубицкого монастыря, как игумен Сильвестр; также другие монастыри имели свои летописи. На княжеских дворах существовали дворовые летописи, в которых записываемых современные события. Княжеским летописцем был Василий, описал ослепление князя Василька Ростиславича и тогдашнюю волынскую войну. Величайший из княжеских летописей является Галицко-Волынь-ский летопись, который заключен на дворе короля Даниила и его наступление-ников; неизвестные от имени летописцы сами участвовали в военных по-ходах и определялись патриотизмом и привязанность к князивсь-кой семьи.

Летописцы не все имели одинаковый талант и образование, поэтому и их произведения имеют неравное значение. В более образованных историков видим охоту использовать разнородные источники. Рядом с собственными наблюдения и рассказами очевидцев они используют народные предания, жития святых, чужосторонних хроники, порой достигают и до правительственных архивов. Не удовлетворяются самым временным сопоставления-лением событий, но стараются разоблачить причины и внутреннюю связь событий.


Смотрите также:
 Япония 1871-1914
 Первая мировая война 1914-1918 гг.
 Испания - Экономическое и политическое развитие 2-я половина 20 века
 Нацистские концлагеря Бухенвальд, Треблинка, Дахау, Освенцим, Заксенхаузен.
 Национально-освободительная борьба народов мира в конце XIX - начале XX в.

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: