Наместник Екатерины в Гетманщине: правление генерал-губернатора Румянцева (1765-1769 гг)

03-10-2018

Румянцев начал широкую кампанию против суеверных верований и просил приходских священников своими проповедями помочь этому делу 2. Генерал-губернатор Румянцев искренне желал распространить просвета, введя образовательную реформу. Основание новых школ было единственной имперской программой, которую с энтузиазмом приветствовала украинского новая шляхта, годами мечтала об учреждении в Гетманщине университета. Киевская академия и Черниговская коллегия со своими устаревшими учебными планами уже не отвечали потребностям новой шляхты, которая теперь посылала своих детей на учебу в Санкт-Петербург, Москву и Западную Европу. Перед отставкой гетман Разумовский составил план основания университета в Батурине 3. Кроме того, Глуховская совет обращался с просьбой об открытии двух университетов и средних школ, позже повторенное в программе генерал-губернатора Румянцева, которое он подал Екатерине. Царица, наверное, связала этот проект с секуляризацией церковного имущества, предвидя большие финансовые затраты на его реализацию, и просто пожелала Румянцеву успехов в улучшении образования. Поэтому в Гетманщине тогда так и не было основано ни университета, ни средней школы 4.

Более удачной для Румянцева оказалась реформа начального образования, поскольку здесь он мог опираться на остатки системы, уже некогда существовавшей в Гетманщине. Начальное образование простые люди (казаки, мещане, иногда даже крестьяне) могли получить при церковных приходах. Для обучения святого письма или церковных песнопений привлекались местные священники, дьяки или студенты Киевской академии. Вряд ли это полноценная система образования, поскольку она полностью зависела от инициативы местных священников. Однако таких школ насчитывалось сотни, а «странствующие дьяки» имели возможность зарабатывать на жизнь, преподавая в приходских школах 5.

В 1750-х гг администрация Разумовского уделяла определенное внимание расширению приходских школ, где дети казаков могли учиться военному искусству и усваивать основы грамоты. 1758 полковник Лубенского полка Иван Кулябко ввел экспериментальную программу, согласно которой каждая сотня (или пока ее старшина) обязывалась дать образование всем детям мужского пола в возрасте 12-15 лет. Учебный план состоял из двух частей: грамоты и военного искусства (фехтование, стрельбы и т.д.). 1760 г. до этих приходских-сотенных школ было записано 1624 детей Лубенского полка. Разумовский считал эту программу настолько удачной, что приказал ввести ее во всех 10 полках Гетманщины, но отставка помешала воплощению приказу гетмана в жизнь. Вскоре после получения своих полномочий генерал-губернатор Румянцев распорядился продлить и расширить школьное обучение по сотням 1. Следовательно Румянцев воплотил в жизнь одну из самых реформ, задуманных предыдущей администрацией, что, наверное, удовлетворило многих украинских чиновников.

Введение образовательная программы дискредитированной украинской администрации было для Румянцева одним из путей выполнения возложенной на него Екатериной основной задачи - уменьшение напряжения между украинской и русскими. Оценивая влияние генерал-губернатора на развитие украинской-российских отношений, следует учесть не только политику Румянцева, но и его характер и стиль правления. Он был настолько пронизан военным духом, не терпел ни малейшей неповиновения: когда глуховские казаки отказались от регулярной службы, Румянцев приказал их высечь; когда 77 казаков, которым надоела нерешительность и бездействие их командира, самовольно вернулись домой на жатву, он арестовал их и жестоко наказал 2.


Смотрите также:
 Ликвидация украинской государственности в конце XVII - XVIII вв.
 Военное искусство казачества
 Юность и студенческие годы Степана Бандеры
 Система финансирования и материальная база православных учебных заведений Украины в 1991-2001 г.
 Народивський и москвофильские движения в Западной Украине

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: