Народивський и москвофильские движения в Западной Украине

01-08-2018

Тысячи барских поместий начали сдаваться в аренду владельцам торгового и ростовщического капитала.

Количество состоятельных землевладельцев постепенно уменьшалась, рос слой крупных землевладельцев, в руках которых концентрировалось все больше земли.

На селе усилился процесс имущественного расслоения крестьянства. Количество крестьянских хозяйств в результате их дробления постоянно росло, а их земельные владения неуклонно уменьшались. На рубеже XIX-XX вв. в крае было от 4,5 до 5% экономически крепких зажиточных крестьянских хозяйств и около 90%-малоземельных и безземельных хозяйств. Они владели соответственно более 27% и около 40% земли. Значительная часть земли мелких хозяйств, распахивались, шла на продажу.

После отмены барщины барские усадьбы, все чаще используя вольнонаемный труд, еще долго не отказывались от отработок бывших своих подданных за различные услуги (аренду земли, пользование лесом и пастбищами, помощь продуктами и деньгами и т.п.). Однако в конце XIX в. вольнонаемный труд как более эффективная получила преимущество над отработками.

2. Украинский общественно-политическое движение в Галичине. Русская троица. Народники и москвофилы

Процессы в политической, экономической и социальной сферах, новые явления в общественно-политической и духовной жилые способствовали восстановлению на западноукраинских землях прерванной многовековым иностранным порабощением традиции самостоятельного общественно-культурного, а затем и общественно-политической жизни - национального возрождения.

Первая волна национального возрождения в Галичине была связана с деятельностью перемишльского культурно-образовательного центра, который сформировался вокруг епископов Михаила Левицкого и Ивана Снигурского в 20-30-х pp. XIX в. К этой ячейки входили Иван Могильницкий, Иван Лавровский, Иосиф Левицкий и др.. Участники кружка проявляли большой интерес к отечественной истории, к жизни народа, его языка и устного творчества, немало сделали для украинских школ. И. Могильницкий был автором первой в Галичине «Грамматики» украинского языка (начало 20-х pp.) И научного трактата «Ведомость о руским языке». В них он опроверг ложные в те времена представления об украинском народе и его язык и аргументированно определил его как один из реально существующих восточнославянских народов с собственным языком, распространение на всех (восточных и западных) украинских землях. Однако сознательно став на национальную почву и склоняясь к народной стихии, деятели кружка все же продолжали придерживаться устаревших взглядов на язык и пытались «очищать» народный язык и приближать ее к старой книжной. Наряду с перемишльским кружком изучением истории родного края, сбором украинских древностей занимались некоторые представители духовенства во Львове: Михаил Гарасевич, Модест Гриневецкий и др..

Интерес к национальной исторического наследия и языка и устного народного творчества стали проявлять и представители духовенства на других западноукраинских землях. Иоанникий Базилович, монах Мукачевского монастыря, стал автором первого научного труда по истории Закарпатья - «Краткого очерка фонда Федора Кориатовича» (Кошице, 1799-1805 pp.), В которой документально обосновал автохтонность закарпатских русинов как неотъемлемой части восточного славянства.


Смотрите также:
 Ликвидация украинской государственности в конце XVII - XVIII вв.
 Боева тактика УПА
 Нациократические концепции
 ОУН-УПА в борьбе за Украинское Самостоятельное Соборное Государство
 Народивський и москвофильские движения в Западной Украине

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:

марат солдатенко