Народивський и москвофильские движения в Западной Украине

06-06-2018

Она показала осознание неправомерности расчленения его территории, живучесть памяти о его былом величии и могуществе и принесенные жертвы в борьбе за свободу, стремление патриотических сил к восстановлению его суверенных прав и готовность к работе над его возрождением.

Смелое выступление авторов сразу против всех авторитетов - политического, социального и литературного - дал основание I. Франко назвать эту книгу «явлением насквозь революционным». Своим содержанием она вполне соответствовала той миссии, на которую ожидал от воспоминаний о прошлом М. Шашкевич: помочь «воскресить в новой силе русскую славу, русскую власть!" Вместе с тем это была первая в Украине книга, которая, по словам И. Франко, указывала «дальний ясный образ свобидной всеславянского федерации в образовании и совместной работе политической». Появление «Русалки Днестровской» благосклонно встретили единомышленники «Русской тройке». Ее приветствовали выдающиеся национально-культурные деятели Украины (М. Максимович, А. Бодянский, И. Срезневский, Т.Шевченко, Костомаров), представители польской, чешской, сербской и хорватской общественности. Несмотря на цензурные запреты, «Русалка Днестровская» рядом с «Кобзарем» Шевченко стала духовным ориентиром национально-патриотических сил западноукраинских земель на длительную перспективу.

Итогом патриотической деятельности «Русской тройке» стало формальное определение основных программных основ украинского национального движения в публицистической статье Я. Головацкого «Положение русинов в Галиции», опубликованной на немецком языке под псевдонимом Гавриил Русин в немецкоязычном «Ежегоднике по славянской литературы, искусства и науки» (Лейпциг, 1846p.). Этими программными положениями предполагалось подъема украинских Австрийской империи до уровня других национальное возрождающихся славянских народов, освободив народные массы, прежде всего крестьянство, от гнета помещиков, бюрократии и ростовщиков, прежде всего путем отмены барщины или замены ее чиншем; поднятия среднего сословия; подъем промышленности, культуры и законности путем распространения общеполезных знаний на родном языке; введение школьного образования на родном языке; преподавания украинского языка в высших школах с целью подготовки кадров интеллигенции, способной работать в украиноязычной среде, развития литературы, культивирования исторических традиций, основания журналов.

Первыми шагами деятельности в духе этих программных принципов были издания братьями Иаковом и Иоанном Головацким альманаха «Венок русинам на обжинки» Вена, 1846-1847 pp.), Который продолжал традиции «Русской тройке», появление в среде украинских мещан Львова проекта основания общества «Русская матиця »для издания популярных книг для народа и его периодического печатного органа« Галицкая пчела »(1847), оживление труда духовенства над основанием украиноязычных народных школ (1847).

Статья Я.Головацкого, как и в целом деятельность «Русской тройке», нашла живой отклик не только в Галичине, но и за ее пределами, ее знали и одобряли представители интеллигенции Буковины, среди которых распространялся также альманах «Венок русинам на обжинки». Знакомство с деятельностью «Русской тройке» способствовало формированию литературных интересов и определению патриотического направления творчества закарпатского писателя Александра Духновича (1803-1865). Много общего имеет, в частности, его патриотическая поэзия «Вручание» («Я русин бил, есмь и буду») со стихотворением Шашкевича «Русская мать нас родила».


Смотрите также:
 Часть первая. Проблема соборности Украины в деятельности УНТП
 Юность и студенческие годы Степана Бандеры
 Военное искусство казачества
 Нациократические концепции
 Украина в первой мировой войне.

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: