Народивський и москвофильские движения в Западной Украине

01-08-2018

Знаменательным событием в культурной жизни Закарпатья стал выход в свет его букваря «книжица читальная для начинающих» (1847). Это была первая на Закарпатье книга, написанная для народа и народным языком. Она получила большую популярность в крае, выдержала несколько изданий и была важным средством противодействия политике мадьяризации закарпатских украинских.

Таким образом, деятельность «Русской тройке» показала эволюцию национального движения на западноукраинских землях от решения научных и культурно-языковых задач к постановке задач политических и социально-экономических. Это было признаком завершения в основном первой стадии национального движения («собирание наследия») вступления в новую, в пределах которой принадлежало решать вопросы организационной («культурной») и политической деятельности.

Следует отметить, что издание "Русалки Днестровской" не обошлось безнаказанно для ее авторов: Маркиян Шашкевич после рукоположения в священники был переведен в одну из мелких приходов, где истощенный трудом и постоянными мелкими препятствиями умер в 32-летнем возрасте. Якова Головацкого долгое время не оказывали сана священника, а Иван Вагилевич, чтобы избежать преследований, пришлось перейти в протестантскую веру. Основная часть тиража "Русалки Днестровской" была конфискована, по Галичине и Украина разошлись лишь двести экземпляров.

Русская интеллигенция в поисках новых аргументов в пользу своих национальных прав стремилась доказать, что она масс за собой такие же старые политические и культурные традиции, как и поляки. С этой целью одна ее часть (старорусы) ссылалась на историю Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества, на церковнославянский литературу, другая же (москвофилы) искала спасения от полонизации в ориентации на Российскую империю. В среде последних верх взяла мнение, что "лучше утопиться в русском море, чем в польской лужу". Москвофилы отрицали существования отдельного украинского народа, а галицких русинов зачислялы к "единому великорусского народа", проживающего на территории "от Карпат до Урала". Эта позиция была заявлена ​​группой русской интеллигенции в львовской газете "Слово" (1861-1887) после поражения Австрии в австро-прусской войне (1866). Москвофилы пользовались щедрой финансово-организационной поддержке российского режима, который использовал их как противодействие украинскому движению. На москвофильские позиции перешла большая часть старой русской интеллигенции, в том числе и Яков Головацкий. На волне роста антипольских настроений москвофилы переняли руководство в существующих русских организациях во Львове - Галицко-Русской матицы. Народном доме, построенном в 1851-1864 pp. на всенародные пожертвования и открытой в 1861 p. "Русской беседе". Московская ориентация становится доминирующей в политической и общественной жизни галицких украинский 60-80-х годов. Ее победа была оборотной стороной внедрения польской политической монополии в крае. Поэтому неудивительно, что бескомпромиссная антипольскость становится одним из характерных признаков москвофильского движения.

Победа русской идеи в Галичине учитывая печальное положение проживавшие украинских после Валуевского и Эмский указы могла бы стать трагедией всего украинского движения. К счастью, этого не произошло.


Смотрите также:
 Закабаления сельского населения
 Военное искусство казачества
 Боева тактика УПА
 Народивський и москвофильские движения в Западной Украине
 Юность и студенческие годы Степана Бандеры

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: