"Оттепель". Движение шестидесятников

08-08-2018

Сначала начали ограничивать публикации шестидесятников в литературных журналах ("Октябрь", "Знамя", "Отечество", "Утро", "Днепр" и др.)., Газе-тах - везде, где они раньше имели трибуну. Большинство шестидесятников-поэтов "первой волны" - Л.Костенко, И.Калинець, Г.Кириченко, Б.Мамай-сур, В.Голобородько и др.. перестали печататься именно после 1963 г. Стали запрещать, а то и просто разгонять литературно-художественные вечера. Закрыли клубы творческой молодежи.

Перекрывая воздух шестидесятников, власти надеялись, что таким образом удастся подчинить их, заставить действовать строго по законам системы. Однако результат не соответствовал замыслу. Часть шестидесятников действительно довольно быстро "переориентировалась" (среди таких были и очень талантливые люди) и стала делать то, что от них требовалось, часть отошла от общественной деятельности и погрузилась в сугубо профессиональные проблемы. Однако определенная часть нового поколения не смогла отказаться от своих позиций и пошла на скрытую или открытую конфронтацию с властями.

Неотъемлемой частью общественно-культурной жизни Украины в первой половине 60-х годов стал сам-выдал: целая система распространения не признанной официально или запрещенной литературы. Десятки литературных и публицистических произведений, которым был перекрыт путь к публикации в официальных изданиях, перепечатывались на машинках, перефотографовувались на фотопленку, надиктовувались на магнитофонные ленты, даже переписывались от руки и читались тысячами человек, в основном интеллигенцией.

Распространялись произведения Лины Костенко, Симоненко, Е.Сверстюка и др.. Впоследствии самиздат стал политизироваться. В 1964-1965 гг появилась целая серия анонимных публицистических статей ("С приво-ду процесса над Погружальским" - отклик на пожаре в Центральной научной библиотеке в Киеве, во время которого сгорела бесценная коллекция украиники, "О настоящем и будущем Украины" , "Националисты?", "12 вопросов для изучающих обществознание") и др.. Статьи поднимали актуальные и болезненные проблемы современности: подчиненное положение Украины в СССР, состояние украинского языка и культуры, русификация, преступления сталинизма и т.д..

Появление политической публицистики стала свидетельством зарождения политического течения в шестидесятничества, определенной группы, которая стремилась обсуждать не только чисто культурные, но и важные общественно-политические проблемы.

В системе распространения самиздата главными были два центра: Киев (здесь активно действовали И.Светличного, Чорновил, Е.Пронюк) и Львов (М. и Б.Горини, И.Гельта др..). Именно здесь писались и перепечатывались самиздатовский статьи, именно отсюда они распространялись в городах Украины. Это были главные очаги духовной оппозиции и инакомыслия. В этой же среде вынашивалась идея организации оппозиционного движения. 1964 появились анонимные тезисы "Состояние и задачи украинского освободительного движения", в которых говорилось о колониальном положении Украины в составе СССР, ставились задачи организации освободительного движения в Украине, который должен был действовать легальными и нелегальными "революционно-демократическими" методами. Часть шестидесятников стояла на пороге формирования политической оппозиции.

Однако в 1964 г. период "мирного" сосуществования системы с инакомыслием закончился. В октябре этого года Хрущев, который окончательно запутался в своих планах, проектах и ​​отношениях с партийно-государственной бюрократией, в результате настоящей заговора был смещен с поста первого секретаря ЦК КПСС. К власти пришла консервативная часть партийной верхушки во главе с Л.Брежневым и М.Су-слав. Дальнейший ход событий в Украине, как всегда, был определен за ее пределами. На смену "оттепели" приходила реакция.

12

Смотрите также:
 СССР в послевоенные годы
 ЗАПАДНАЯ ПОЛИТИКА ВЛАДИМИРА
 Украина и первые Князья
 ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА
 Революционные события в Российской империи в 1917 г. Большевистский переворот

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: