ПОПЫТКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕСПОТИЗМА КОНСТАНТИНОПОЛЯ

28-07-2018

Чрезвычайное внимание Киевского государства к делам церкви не была чем-то исключительным в тогдашнем европейском мире. Образцом и для Владимира, и для Ярослава могла быть церковная политика Карла Великого и его потомков - императоров Священной Римской империи германской нации.

Карл, как и киевские правители, был властным человеком и неуклонно осуществлял строгий королевский контроль над составом церковной иерархии и финансами национальной церкви. Он лично назначал епископов, а иногда и аббатов, неоднократно созвал церковные соборы, издавал указы, касающиеся церковной жизни. К этому следует добавить, что император франков был к тому же весьма набожным человеком. Как свидетельствует его биограф Эйнгард (770-840), Карл имел обыкновение тщательно отбывать все церковные службы, при этом он лично заботился, чтобы богослужение происходило с возможно большей торжественностью, следил за правильностью пения и чтения в церкви. Эта набожность подпитывалась как общегосударственными политическими интересами, так и личными амбициями императора, которого с детства приучали к мысли, что он защитник церкви и должен распространять веру Христову среди языческих народов.

В письме к папе Льву III Карл говорил: "На нас возложена с помощью милосердного Господа защищать святую Церковь Христову повсюду от внешних язычников и укреплять ее внутри через постижение католической веры. А твой долг, в Святой Отче, поднимая руки к Богу как делал Моисей, помогать нашим армиям, чтобы твоими молитвами к нашему небесного Царя и Заместителя христиане всегда одерживали победу над врагами Его Святого Имени ... »

Конечно, военные, государственно и культурные достижения как на западе, так и на востоке Европы зависели во многом от того, насколько организованной и богатой была церковь, насколько она была послушной своим светским монархам. Каролингзьки реформаторы ставили своей целью укрепить связь между их церковью и нормативным христианством, носителем которого было папство. Для этого созван собор (789), на который съехались епископы, аббаты и светская аристократия, на соборе Карлом Великим было объявлено ряд распоряжений под названием «Общее наставление», положенных в основу церковной реформы. Религиозная жизнь Западной Европы отныне предусматривало более уважительное отношение к папскому престолу, четкое отделение мирян от духовенства, организацию мирян в постоянную структуру приходов, где формировались их религиозное сознание и общественную жизнь, выплачивалась церковная десятина и т.п.. Каролингзька церковь провела четкую границу между белым и черным духовенством. Последнему предписывалось жить и вести себя за «Уставом» святого Бенедикта, в основу которого были положены правила порядка, строгой иерархии и стабильности. Вместо пастырской деятельности в среде мирян монахам приписывалось способствовать образовательному и культурному возрождению церкви.


Смотрите также:
 "Оттепель". Либерализация культурной жизни
 СССР в послевоенные годы
 ЗАПАДНАЯ ПОЛИТИКА ВЛАДИМИРА
 Особенности землевладения в Восточной Украине под влиянием Российской империи
 Российская империя во второй половине XIX - начале XX в.

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: