ПОПЫТКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕСПОТИЗМА КОНСТАНТИНОПОЛЯ

27-11-2018

В Украине-Руси эту миссию со временем выполнял составлен Феодора Студита в Византии «Студитський Устав», также побудил монахов к образовательной деятельности. Этот «устав» был принят Киево-Печерским монастырем, который стал важным книжным и культурно-образовательным центром - образцом для многих других монастирив.Цилком вероятно, что, покладаючиеь опыт Каролингзькои династии, Ярослав сам (без императора и константинопольского патриарха) «Собрав епископы »и впервые поставил митрополитом представителя место ного духовенства. Личная деятельность Ярослава в религиозной сфере, его опеки церковью способствовали формированию общей набожности в Древнерусском государстве, опиралась не только на византийские образцы организации церковной жизни, но и на опыт каролингзького «литургического» общества. Возглавление церкви местным деятелем позволило использовать общехристианские церковно-политические и юридические концепции в интересах Руси и направить их на решение собственных проблем.

Акт 1051 имел исправить предыдущую ошибку Ярослава и освободить киевскую церковь от византийской зависимости; впрочем, добиться последовательного воплощения поставленной цели киевский князь не сумел. Самостоятельности украинских церковной организации и ее более тесной связи с государством могли способствовать введение монархического правления на Руси (королевства или царства) и национальная митрополия, утверждены или Римом, или Константинополем. Образцом подобной дальновидной политики стала поддержка немецким духовенством короля Оттона в провозглашении его императором. Однако Византия отказывалась признать и тем более освятить эти институты в любом государстве и, безусловно, в свое ли не самого главного политического соперника. В свое время эту уступку было сделано лишь для Болгарии под давлением крайне неблагоприятных для империи военно-политических ситуаций.

Очевидно, намерения и политические настроения киевского князя находили поддержку его ближайшего окружения, к которому принадлежал и митрополит Иларион. Недаром он титуловал Ярослава «каганом» или царем, как византийского императора. Смерть Ярослава в 1054 г. отмечена записью о успения «царя нашего» на стене Софийского собора. Стремление Илариона к утверждению церковной самостоятельности Киева и его противодействие византийской гегемонии стояли в одном ряду с Ярославова концепцией сильной монархической национальной власти. Киевский митрополит не разделял византийской идеи подчинения церкви императорской власти и выступал за их взаимоотношения на западноевропейский манер.


Смотрите также:
 "Оттепель". Либерализация культурной жизни
 "Оттепель". Движение шестидесятников
 СССР в послевоенные годы
 Особенности землевладения в Восточной Украине под влиянием Российской империи
 Украина и первые Князья

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: