ПОПЫТКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕСПОТИЗМА КОНСТАНТИНОПОЛЯ

30-10-2018

Стремительный поворот от национальной автономии в зависимости от Константинополя происходил довольно болезненно. Управлению украинской церковью византийской столицы не привело к улучшению отношений империи с Русью, а возмущало противодействие последней. Война Ярослава с Византией 1043 является лучшим тому доказательством. После неудачных для Руси военных действий и заключения мира Византия повела тяжелую войну с печенегами (1043-1046), которые дошли даже до стен Константинополя. В это трудное для империи время Ярослав пытается вернуться если не к полной автокефалии, то хотя к автономии, т.е. к самостоятельного избрания Русью митрополита с последующим признанием его константинопольским патриархом. Итак, 1051 г. митрополитом был поставлен пресвитера церкви княжеского села Берестова, под Киевом, Иллариона. «Муж благ, книжен и постник», он часто уходил в пещерку на берегу Днепра, над которой позже вырос знаменитый Печерский монастырь. Через некоторое время в пещерке поселился также один из основателей будущего монастыря Антоний, а впоследствии Киево-Печерская лавра, прародителем которой был Илларион, стала важным церковным центром, в определенной степени противостоял византийской гегемонии.

Не следует считать Илариона за убежденного анахорета-отшельника. В «Слове о Законе и Благодати» он говорит: «вера и добрые дела справедливости и милосердия неделимые», что является свидетельством его западноевропейского понимания назначения человека-христианина как активного творца жизни. Греческое затворничество вроде того, что имело место на Афоне, никогда не было популярным на Украини.Основною причиной Ярослава решение о назначении нового митрополита было его недовольство подчиненным положением Киевской Руси в византийской церковно-политической системе. Вместе с тем, это был период, когда чрезвычайно оживились отношения Киева с Западной Европой, что расширило представления киевского князя о характере отношений между церковной и светской властями. Положение, подобное существующего в киевской митрополии, было невозможно на Западе даже в малых государствах, где архиепископ признавал только две власти - вселенскую духовную римского папы и светскую национального государства. Так, Польша уже 1000 года получила собственную митрополию в Гнезно; Чехия не имела своей митрополии до 1344 г., поскольку была вассалом Германской империи, однако выборы чешских епископов были прерогативой лишь чешского духовенства.

В 1049 г. в Киев прибыло большое посольство с французской столицы во главе с двумя епископами сватать княжну Анну Ярославну за французского короля Генриха I. Киевский князь вел продолжительные беседы с духовными иерархами, получая от них информацию о церковные отношения на Западе. Не исключено, что Ярослав узнавал о принципах национально-церковной организации в западноевропейских государствах также от тех киевлян, отвозили Анну и вернулись в Киев, наконец - от самой княжны, которая вступила в тесные отношения с французским духовенством и папским престолом. Не исключено, что Иларион, как дворцовый капеллан, сопровождал Анну в ее путешествия во Францию.


Смотрите также:
 Российская империя во второй половине XIX - начале XX в.
 "Оттепель". Либерализация культурной жизни
 Революционные события в Российской империи в 1917 г. Большевистский переворот
 Укрепление позиций Российского государства
 ЗАПАДНАЯ ПОЛИТИКА ВЛАДИМИРА

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: