Сербия под Османской властью, переселения 1690

28-03-2018

Действуя небольшими отрядами (четамы) по двадцать-тридцать человек под руководством предводителя (харамбаши), гайдуки и вскокы наносили османам немалый ущерб, чем привлекали к себе внимание и симпатии простых людей. Несмотря на то, что гайдуки и Ускока в основном оказывали разбои, они довольно часто выступали в роли народных защитников, удовлетворяя, помимо прочего, потребность христианской населения в мести захватчикам. Народ сочинял песни об их подвигах не менее поэтически и взволнованно, чем о подвигах героев древности Марка Королевича и братьев Юговичей.

Когда турки захватили Герцеговину, где сосредоточено больше всего ускоцьких отрядов, Ускока отступили в Далмацию и продолжили борьбу. Сначала их неофициальным центром стал город Клис, а от 1537 - Сень. Впоследствии Ускока приняли на австрийскую военную службу, где их использовали не только против османов, но и против другого соперника Австрии в регионе - Венеции.

В конце XVI в. изменилась стратегия европейских государств в их борьбе против Османской империи. Теперь признается необходимость привлечь к этой борьбе не только западная-, но и восточноевропейские страны (прежде всего Россию и Польшу) и народы, которые находились под главенством Порты. Восстание "турецких" христиан стали рассматриваться как важная составляющая общей деятельности по вытеснению турок из Европы.

Под влиянием новой вспышки антитурецкой активности в Европе на рубеже XVI-XVII ст. сербы на захваченных османами территориях отказываются повиноваться новым владельцам. После уничтожения турками мощей Св. Саввы (1594), которые считались одной из самых значительных сербских православных святынь, агитация ряда западных государств, направлена ​​на подстрекательство сербов Порты к восстанию, начала давать еще лучшие плоды. Практически по всех сербских землях прокатилась волна антитурецких выступлений, захватив и Албанию. Восстание поддерживала Сербская православная церковь, а православные иерархи в отдельных случаях даже возглавляли повстанцев. Активное участие в борьбе принимали гайдуки и Ускока: первые, объединив усилия многих отрядов, в 1595 г. заняли Софию, вторая в 1596 г. освободили от османов Клис.

Оживление национально-освободительного движения в сербских землях продолжалось почти двадцать лет и приобрело общенародного размаха, хотя большинство вооруженных выступлений имели локальный характер. Активность христиан Османской империи снижается лишь во втором десятилетии XVII в., Когда последние надежды на обещанную помощь с Запада изменились на глубокое разочарование.

VХИ-VII вв. продолжался процесс обнищания основной массы сербского населения, обострились межконфессиональные противоречия, все более усложнялись условия существования и развития духовной культуры.

Оказавшись в фокусе сразу двух мощных религиозных экспансий - исламской и католической, - православная население Османской империи искала поддержки в России. Связи сербов и россиян в различных сферах материальной и особенно духовной жизни в это время значительно активизировались. Ведущую роль в этих связях играла церковь. В Россию выезжают собирать средства на содержание монастырей монахи из разных сербских областей; туда же отправляются церковные иерархи, с России и Украины привозят к сербам иконы и религиозную литературу.


Смотрите также:
 Национально-освободительная борьба народов мира в конце XIX - начале XX в.
 Нацистские концлагеря Бухенвальд, Треблинка, Дахау, Освенцим, Заксенхаузен.
 Германская империя в 1871-1914
 Страны Центральной и Юго-Восточной Европы накануне Первой мировой войны
 Великобритания в 1870-1914 гг

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: