Сербия под Османской властью, переселения 1690

23-04-2018

По мнению некоторых исследователей, XVI в. оказалось для сербского народа тяжелым, однако не таким ужасным, как предыдущее. В XV в. территорию Сербии перманентно выступали как арена боевых действий, ими за это время прошли два десятка армий численностью от нескольких десятков до сотен тысяч человек, а в XVI в. было относительно мирным; в XV в. населения Сербии погибало, а материальные ценности разворовывались и уничтожались, тогда как в XVI в. сербы чувствовали "только" социальное, национальное и религиозное угнетение, наконец, психологически людям стало легче, потому что они поняли ситуацию и начали привыкать к новым условиям жизни, в отличие от XV в., когда большинство из них не могла приспособиться к трагическим внешних обстоятельств своего существования.

Жизнь сербов, оставшихся на землях, захваченных османами, постоянно ухудшалось. В Османской империи христианское население - "райя" - было лишено каких-либо прав; все мусульмане, независимо от их имущественного положения или должности, были князьями над христианами. Турки не забирали земли у жителей завоеванных территорий в собственность, а облагали население покоренных стран обязательными налогами, платились как султану (харач или харадж), так и всем другим должностным лицам турецкой администрации. За неуплату харача даже продавали в рабство. И если сначала местная турецкая администрация следила за тем, чтобы поборы соответствовали реальным возможностям райи, пыталась обеспечить личную свободу и защищать имущество христиан, то уже с середины XVI в., Когда кризисные явления в Оттоманской Порте растут, об этом приходится забыть.

Территория Османской империи делилась на пашалык, которые, в свою очередь, состояли из Нахи. Пашалык руководил паша. Сбор налогов входило в его компетенцию, он самостоятельно определял, сколько должен заплатить та или иная Нахи, и назначал специального чиновника - муселима, ответственного за своевременное и полное выполнение поставленной задачи. В рамках нахии налог распределялся по селам (этим занимались управляющие Нахи - князья), а в самом селе - по домам и душах (это было обязанностью сельского головы - Кмети).

Из собранных налогов паша высылал султану харач, платил чиновникам всех уровней, выдавал содержание воинам турецкой регулярной армии - янычарам, а также обеспечивал собственные потребности. Чтобы рассчитаться с пашой, можно было отработать на него по сто дней в году, отдать часть урожая и вскормленных скота или оплатить деньгами.

Кроме харача и налогов, которые собирали по поручению паши, райя имела отдавать часть натурального продукта или денег на содержание своего непосредственного господина - спахии, а также на оплату услуг судьи - кадии. Кадия представлял религиозные круги и не предназначался, а покупал свою должность в той или иной нахии в шейхиль-ислама (одного из высших представителей мусульманской иерархии) в Стамбуле.

Налоговое бремя был для сербских крестьян (сербы под османской превосходством жили в основном в селах, тогда как турки - в городах) достаточно тяжелым, но значительно труднее для райи был "налог кровью" - обязанность время от времени отдавать туркам для янычарского войска своих детей.


Смотрите также:
 Испания - Экономическое и политическое развитие 2-я половина 20 века
 Великобритания в 1870-1914 гг
 Япония 1871-1914
 Нацистские концлагеря Бухенвальд, Треблинка, Дахау, Освенцим, Заксенхаузен.
 Причины первой мировой войны.

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: