Закабаления сельского населения

07-09-2018

Но надо иметь в виду, что в 26 списках говорится не о работнике, а о закупа. Значит, надо доказать, что упоминание о работнике действительно была в исходном тексте. Итак доводы Сергеевича еще не исчерпывающие, когда они опираются только на тот факт, что о работнике упоминается в большинстве списков. Статистический метод при воспроизведении списков можно применять очень осторожно. Предположим, что Сергеевич прав, что работник был упомянут в исходном тексте, но все же мы не можем присоединиться к его точки зрения, что закуп - наемный работник.

Ниже мы подробнее скажем о наемных рабочих, батраков в изучаемую эпоху, но и здесь надо отметить, что слово наем (следовательно, наем) употреблялось в двух различных смыслах - 1) в смысле найма и 2) в смысле взимания процентов, так называемой лихвой. Наемник в этом последнем смысле - это человек, который платит лихву, человек закабаленных. Поскольку, как мы видим, закуп раз был в положении закабаленных человека, он и мог быть назван батраком в данной статье, можно толковать так, если господин продаст закупа в полное холопство, то закабаленных освобождается от выплаты долга. Употребление слова работник в этом смысле никак нельзя считать случайным - оно очень уместно.

Что закуп не наемный рабочий, не наемник именно в этом смысле слова - это доказывает выдан нами памятник - «Правосудие митрополичью» 17. О положении батраков мы будем говорить в специальном разделе, а потому процитируем здесь только те статьи, которые исчерпывающе доказывают, что закупы - не батраки.

«А это стоит в соуде челядин наемник, не похочет быти, а осподарь, несть емоу вины, но дать ему въдвое задаток, а побежит от осподарь, выдаты его осподарь в полницу.

Аще ли оубъект осподарь челядина полнаго несть емоу душегоубьства, но вина есть емоу от бога. А закоупнаго ли батрака - то есть душегоубьство ».

Нетрудно видеть, что эти данные исчерпывающе доказывают разницу между закупом и батраком: во-первых, положение батрака, как оно определяется процитированной статье, иное, чем закупа; работник - свободный человек, легко может расторгнуть договор, выплатив двойной задаток; если задатка он не получил, то может без дальнейших разговоров покинуть хозяина. Дух и содержание статей Русской Правды о закупов говорят о несравненно большую зависимость покупок, о большей связанность их обязательствами перед господином. Во-вторых, зависимость наемников определялась получением задатка, а зависимость покупок - получением кучи. В-третьих, закуп и батрак противопоставляются в статье («А закупного ли батрака»). Было бы странно толковать статью, исходя из предположения, что слово наемник определяет или объясняет слово «закупного». Институт закупництва и наем был всем известен и объяснять, кто такие покупные люди - не было никакого смысла.

Таким образом мнение Сергеевича, что куча является заработная плата, данная господином вперед закупа, следовательно, закуп - наемный работник, не может быть принята, а потому не может быть принята и мысль Чичерина. Нам кажется, что если, отбросить толкования Аргунова, что куча является натуральная дань, толкование Грекова, куча - рента (оброк), выплачиваемая закупом господину, рельсу и Сергеевича, что куча является заработная плата, - то остается единственно возможной мнение большинства историков, что в основе кучи лежит долговое обязательство, закуп становится закупом для обеспечения и выполнения этого обязательства.

Понимание кучи как отношений, в основе которых лежит долговое обязательство, позволяет нам раскрыть содержание всех статей Русской Правды о покупок без особых трудностей и противоречий. В частности, вторую статью, непосредственно говорит о куче - «Аще господин переобидить закоупа, а оуведить (увередить) кучу его или отарицу, то то ему все воротиты, а за обиду платить ему 60 кун» - очень хорошо можно понять именно при этом значении вместе. Вполне возможны случаи, когда господин, выдав кучу, может ее «увередить», силой отобрав переданы деньги или отобрав имущество, в распоряжении закупа.


Смотрите также:
 УКРАИНЦЫ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
 Нациократические концепции
 Закабаления сельского населения
 Национальное возрождение в западноукраинских землях.
 Ликвидация украинской государственности в конце XVII - XVIII вв.

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: